Начальник подземного госпиталя

Фото: © war-smolnecropol.ru

История

Начальник подземного госпиталя

5 марта 2025 года в 09:03

После захвата Керчи и отступления Крымского фронта в 1942 году Аджимушкайские каменоломни стали местом сопротивления оставшихся воинских соединений. Полностью окружённый, без света, свежего воздуха и тепла, в условиях острого дефицита еды, воды и медикаментов, подземный гарнизон 170 дней удерживал оборону и совершал контратаки. Аджимушкайская крепость стала символом мужества и стойкости, наряду с городами-героями страны.

Одна из самых драматических сторон обороны Аджимушкайских каменоломен – это работа подземных госпиталей. Ещё до блокады гарнизона в катакомбах находилось несколько тысяч раненых. Удушливый воздух, отсутствие необходимых медикаментов, скудные запасы еды и воды – таковы были реалии подземных лазаретов. Тем не менее врачи и медицинские сёстры мужественно выполняли свой долг – выхаживали больных и раненых, возвращали бойцов на передовую и даже делали операции.

Госпиталь в Малых каменоломнях был образован на основе лазарета первого запасного полка. Из-за отсутствия врачей госпиталь возглавила медицинская сестра Лидия Фёдоровна Хамцова.

Лидия Хамцова родилась 15 августа 1921 года в деревне Новые Батеки Смоленского района. Перед войной работала лаборанткой в «Заготзерно» и одновременно училась на курсах медицинских сестёр. С первых дней войны пошла добровольцем на фронт. Участвовала в боях на Соловьёвой переправе. 2 августа 1941 года при переправе через Днепр была тяжело ранена. После госпиталя, который находился в Пятигорске, весной 1942 года попала на Крымский фронт – в первый запасной полк. Здесь оказывала помощь раненым, занималась их эвакуацией на переправу. В ночь с 17 на 18 мая остатки полка были окружены, ушли в каменоломни и заняли круговую оборону.

Из воспоминаний Лидии Фёдоровны Хамцовой о первых днях подземной обороны:

«Врачей у нас не было, вначале было два фельдшера Петя и Гриша (фамилии их я забыла) и медсестра Зина Гаврилюк. Петя скоро погиб от обвала. Из лекарств и медицинского инструмента мы имели 200 граммов йоду, столько же нашатырного спирта, немного камфары, кофеина, перекиси водорода, двухграммовый шприц, два десятка индивидуальных пакетов, два пинцета, скальпель. Через несколько дней наши бойцы отбили у фашистов санитарную повозку, в которой было немного марганцовки, аспирина, стрептоцида и другие медикаменты. Для госпиталя нам отвели 4–5 отсеков. Раненых помещали прямо на полу, позднее стали делать топчаны из ракушника. Бинты и салфетки делали из чистого белья, которого было довольно много. Во время работы госпиталя постоянно вёлся журнал регистрации раненых. Количество раненых не превышало 200 человек. Мы часто делали перевязки. Раны обрабатывали раствором марганцовки, удаляли салфеткой гной. Если в ранах видны были осколки, пули, мелкие кости, их удаляли пинцетом».

Сопротивление защитников Малых каменоломен продолжалось до октября 1942 года. Убедившись, что сдаваться они не собираются, гитлеровцы спустились вниз и добили остатки защитников. Они вели плотный автоматный огонь, забрасывали гранатами тёмные отсеки, выпускали перед собой собак.

Лидии Фёдоровне Хамцовой пришлось пройти весь страшный ад плена. Сильно измождённая, проведшая под землёй 165 дней, она была захвачена и зверски избита гитлеровцами, подвергнута пыткам и допросам в симферопольской тюрьме полевой жандармерии, затем была отправлена в варшавскую тюрьму гестапо, а позднее в концентрационный лагерь в городе Седлице. В числе десяти пленных медсестёр, отказавшись работать на военном заводе, была отправлена в тёмный карцер и в течение месяца сидела в нём, ожидая расстрела. После этого она была отправлена в лагерь под городом Фоленпостен. Когда сбежала одна из пленных, Хамцову и её подруг в течение двух недель заставляли целыми днями стоять голыми коленями на гравии. В итоге, когда её весной 1945 года отправили в лагерь Нойбранденбург, у неё уже отказывали ноги. В лагере всех, кто не мог ходить, отправляли в крематорий, и Хамцова, развозя по баракам баланду, шла, держась за подводу. В Нойбранденбурге она провела два с половиной месяца и была освобождена наступающими советскими войсками.

После окончания войны Лидия Фёдоровна Хамцова вернулась на родину. Работала медсестрой во 2-й клинической больнице города Смоленска. Исключительно скромная, она почти никому не рассказывала о своей работе в подземном госпитале.

О подвиге защитников Аджимушкайских каменоломен стало широко известно в стране в 1950-е годы. В 1967 году Лидия Фёдоровна была приглашена на научную военно-историческую конференцию оставшихся в живых аджимушкайцев, впервые за четверть века приехав в Керчь. На протяжении многих лет состояла в переписке с «красными следопытами», своими однополчанами, родственниками погибших в Аджимушкайских каменоломнях.

Лидия Фёдоровна Хамцова ушла из жизни 11 августа 1996 года. Похоронена на кладбище в Гнёздове.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Василий Шулаков

Монументальная летопись Смоленска: памятник «Александр Твардовский – Василий Тёркин»
В Ельнинском районном историко-краеведческом музее открыта композиция «Дети войны»