Многие сайты и приложения, через которые можно продавать и покупать вещи и услуги, помогают пользователям защититься от злоумышленников. Они блокируют вредоносные ссылки в переписке, предлагают безопасные системы расчета, позволяют шифровать свой номер при публикации объявления, чтобы он не оказался в руках мошенников. Людям постоянно напоминают о правилах финансовой безопасности, но далеко не все им следуют — и это приводит к потерям.
Ошибка № 1: раскрывать свои персональные данные. Жанна не хотела тратить много времени на общение с потенциальными покупателями, поэтому она сразу написала в объявлении номер своей карты, на которую надо переводить оплату за покупку. Свой мобильный она тоже решила не скрывать — ведь по телефону проще обо всем договориться. Ей действительно быстро позвонили. Но не потенциальный покупатель, а «сотрудник службы безопасности банка». Он сообщил, что по ее карте проводится подозрительная операция и чтобы ее отменить, нужно «пройти верификацию». Номер карты «безопасник» назвал сам, Жанна должна была сказать остальные реквизиты — срок действия, имя владельца и три цифры с обратной стороны. После того как испуганная Жанна продиктовала всю информацию, с ее карты списали все деньги.
Ошибка № 2: обсуждать детали в сторонних мессенджерах. Как-то раз сумочка Жанны понравилась покупательнице из другого города. Она предложила обсудить, как лучше передать посылку, в популярном мессенджере. Они обо всем договорились, и любительница сумочек скинула Жанне ссылку на «надежный и недорогой сервис доставки». Все выглядело убедительно: покупательница переводит обговоренную сумму курьерскому сервису, тот забирает посылку у Жанны и сразу же пересылает деньги на ее карту. Но когда Жанна заполнила анкету на сайте «курьерской службы», где указала в том числе и все реквизиты своей карты, у нее украли деньги.
Ошибка № 3: сообщать покупателю конфиденциальную информацию о банковской карте. Жанна решила купить домашний кинотеатр, а свой телевизор — продать. Практически сразу ей позвонили из телеателье и сказали, что готовы выкупить его — им как раз нужна именно такая модель. И даже предложили сразу же перечислить ей аванс. В этот раз никаких секретных кодов у Жанны не спрашивали. Нужно было сказать только номер карты и срок ее действия. Но когда она их сообщила, с ее карты снова списали крупную сумму.
Ошибка № 4: отдавать товар раньше, чем покупатель его оплатит. Жанна купила дорогие туфли, но не смогла в них ходить — каблук слишком высокий. Срок возврата в магазин уже закончился, так что она решила продать их. Покупательница с сайта объявлений приехала к ней домой, туфли ей понравились, и она сразу же перевела Жанне деньги через телефон. Жанна своими глазами видела, как девушка в приложении своего банка перекинула нужную сумму ей на карту. Вот только уведомление о поступлении денег Жанне почему-то не пришло. «Такое бывает, что перевод с небольшой задержкой приходит, — убеждала ее покупательница. — Иногда через несколько минут. Но вы же сами видели — я все отправила. А сейчас извините, мне пора бежать». Девушка с туфлями скрылась, а Жанна своих денег так и не получила.
Ошибка № 5: переходить по ссылкам от незнакомцев. Жанна продавала старый диван. В этот раз она решила все расчеты проводить через приложение сервиса объявлений. Ей пришло СМС-сообщение, что покупатель уже перечислил депозит за ее диван, а в сообщении — верная сумма и ссылка. Жанна перешла по ссылке и увидела страницу своего объявления с пометкой об оплате. А ниже была кнопка — обновить приложение, чтобы перевод прошел корректно. Жанна нажала эту кнопку, у нее открылось приложение, но потребовалось заново ввести контактные данные и реквизиты карты. А потом (ну вы уже поняли) — ее банковский счет обнулили.
0 комментариев