Ко Дню города. Святое наследие земли Рославльской
Ко Дню города. Святое наследие земли Рославльской
26 июля 2023г. | Пресс-служба Администрации Рославльского районаЦерковь Рождества Богородицы - самый поздний по времени возведения среди храмов нашего города. Начало строительства датируется 1854 г. Заложен храм по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Тимофея, построен он, главным образом, на средства Рославльского купца I гильдии Павла Тимофеевича Вехова
Придел в честь святого Митрофана был освящен 20 ноября 1858 г., а другой - во имя Петра и Павла - 27 июня 1859 г. В 1886 г. церковь была полностью обновлена и освящена. Новоосвященный храм вошел в градское благочиние. На украшение храма именитые граждане Рославля вносили крупные суммы денег. В 1885 г. рославльские мещане Иван Иоакимович и Пелагия Кирилловна Смолины пожертвовали на устройство иконостаса 1200 рублей, а в 1888 г. на устройство напрестольной сени в главном алтаре - еще 1000 рублей (сейчас о существовании сени и иконостаса напоминают каменные фундаменты, на которых они крепились). Много труда внес на благоустройство храма его староста, купец II гильдии М. Ефремов. 10 октября 1895 г. ему была пожалована серебряная на станиславовской ленте медаль «За усердие».
Более всех сегодня памятен П. Т. Вехов. За свои труды на духовной ниве он удостоен был погребения в южной части храма, недалеко от главного престола. Благодаря трудам и заботе вышеназванных лиц храм имел прекрасный, изящной работы золоченый иконостас. Считается, что он был самым лучшим иконостасом среди провинциальных церквей. Рославльский уроженец академик живописи Афанасий Ефимович Рокачевский подарил храму две иконы своей работы - Спасителя и Божьей Матери. Чтимым образом в этом храме являлась Иерусалимская икона Божьей Матери. Первоначально она находилась в Малороссии, затем была привезена в Рославль помещиком Гречиковым и помещена в его доме. Вскоре дом был продан помещику Садовникову. Икона тоже перешла к новому владельцу. Садовников продал дом рославльскому мещанину Исидору Зубову, который завещал эту икону строившемуся тогда храму Рождества Богородицы и передал ее П. Т. Вехову. По окончании постройки Павел Тимофеевич поместил икону в храме88.
В приходе действовала одноклассная церковно-приходская школа, открытая в 1896 г. При ней была библиотека для внеклассного чтения. При самом храме тоже существовала библиотека для народного пользования. В библиотеках были собраны преимущественно святоотеческие книги и церковная периодика. Широка была миссионерская деятельность прихода. В пользу сторонних мест и учреждений собирались денежные средства. Они направлялись на содержание училища девиц духовного звания; на сооружение православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско; на благоустройство церквей Рижской епархии; на улучшение быта православных паломников в Палестине; на лечение неимущих лиц духовного звания и др.. Эти факты говорят о том, что приход храма Рождества Богородицы вносил значительный вклад в общественно-духовную жизнь города Рославля и Смоленской епархии в целом. После революции 1917 г. церковь Рождества Богородицы оставалась действующей. И лишь в 1937 г. была закрыта решением облисполкома. Возможно, в храме Рождества Богородицы проводились богослужения во время немецкой оккупации Рославльского района. Но документальных данных по этому вопросу пока не имеется. Церковь действовала до начала 60-х гг., а затем была вторично закрыта и передана на нужды хозяйственного склада. 30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР храм включен в число памятников истории и культуры СССР. Реставрационные работы с этого времени в охраняемом памятнике не проводились. В 1991 г. в Рославле стал решаться вопрос об открытии прихода на Юр-горе. Была создана комиссия из представителей власти, общественных организаций и интеллигенции для рассмотрения поднятого вопроса. Решением комиссии, утвержденным главой городской администрации, в октябре 1991 г. здание храма Рождества Богородицы было передано на баланс Русской Православной церкви. Начался ремонт храма Рождества Богородицы, который продолжался много лет. Храм внутри был оштукатурен, проведено газовое отопление, перекрыта трапезная часть и алтарная апсида, поставлена церковная ограда, собран коллектив, создан хор, а самое главное - в храме регулярно совершались службы (и даже зимой, хотя там долго не было отопления). Был написан образ Иерусалимской Божьей Матери местным художником В. М. Климовым. Был установлен иконостас, смоленскими мастерами написаны иконы, устроена воскресная школа. Церковь Рождества Богородицы занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Рославля. Возведена она на гранитном цоколе из красного кирпича. Архитектурный стиль - псевдорусский. В плане храм образует латинский крест. Основной объем композиции составляет Двусветный четверик храма. К нему примыкают полукруглая алтарная апсида с боковыми камерами и почти квадратная трапезная. С запада расположена колокольня (была трехъярусная), а сам храм украшен пятиглавием (разрушено во время Великой Отечественной войны, восстановлено в начале 1990-х гг.). Все фасады храма украшены декором, довольно скромным, характерным для церквей псевдорусского стиля. Окна арочные, обрамлены плоскими широкими наличниками. Интересной и довольно редкой чертой оформления фасадов являются перевернутые арки под окнами.
Центральное пространство храма перекрыто куполом, жертвенник и диаконник - крестовыми сводами. Четырехстолпная трапезная имеет 3-х нефную композицию. Церковь Рождества Богородицы представляет собой пример архитектуры псевдорусского стиля - это бесстолпный пятиглавый храм. Интересной особенностью церкви является решение ее интерьера в духе ренессансно-барочной традиции - с купольным средокрестием, базиликальным характером трапезной и развитым лепным убранством. Основную роль в декоре играют различной формы филенки. Но особенную красоту придают лепке головки херувимов (сейчас частично утрачены), вплетенные в общий орнамент лепнины. Стены трапезной были окрашены масляной краской, своды расписаны сюжетами на библейские темы. Живопись сохранилась только в трапезной части храма на центральном крестовом своде: Господь Саваоф, два архангела и Серафим. Следует отметить, что церковь Рождества Богородицы была и осталась самым красивым храмовым зданием города. Вертикаль ее колокольни подчеркивала линию шпилей Благовещенского собора и Духо-Николаевской церкви (ныне не существуют).
Статья доступна для обсуждения на форуме!!!
Есть что сказать? Можно обсудить на форуме!
Прочитали статью и у вас есть мысли? Мы специально создали тему на форуме, где вы можете поделиться своим опытом, задать вопросы или поспорить с автором. Ваше мнение важно для нас и других читателей!