"Рельсовая война", вошедшая в историю как необычная операция, включала одновременные атаки партизан на важные коммуникации врага, прежде всего на железные дороги, в самый критичный для него момент. Эти операции планировались и координировались с советским командованием, входя в его стратегические планы. "Рельсовая война" проходила по единому плану на большей части оккупированной территории СССР. В результате действий партизан военные перевозки противника снизились на 35-40%. Отряды под командованием С.В. Гришина, И.Ф. Садчикова, Ворговской партизанской бригады и отряда имени Котовского подорвали соответственно 2208, 1480, 909 и 420 рельсов. Всего в рамках операции "Рельсовая война" партизанские соединения и отряды подорвали около 14 тысяч рельсов. В августе 1943 года подразделения 4-го батальона под командованием В.П. Добровольского взорвали 200 рельсов на железной дороге Рославль - Кричев. Вторая Клетнянская бригада продолжала операцию "Рельсовая война" до 20 сентября 1943 года, разрушив 10,6 км железнодорожного полотна.
Боевые рейды также играли важную роль в борьбе партизан с немецкими захватчиками. Эта тактика партизан заключалась в скрытности, маневренности, внезапности нападений, стремительности ударов и быстром исчезновении. Рейды планировались заранее с четко определенными целями: усиление вооруженной борьбы, привлечение новых сил, нанесение ударов по важным коммуникациям и промышленным объектам противника. Кроме того, они использовались для уклонения от ударов превосходящих сил врага и нанесения неожиданных ударов по карателям.
В декабре 1943 года гитлеровцы провели крупную карательную экспедицию против партизан, базирующихся в клетнянских лесах. Каратели, включая пехотную дивизию и полицейские батальоны, имели значительное преимущество в живой силе и вооружении, но им не удалось нанести партизанам существенный ущерб. Партизаны, используя разведданные, смогли уйти из-под удара и перебазироваться в другие районы, где возобновили свою деятельность. После оборонительного боя 16 декабря 1942 года Ворговская партизанская бригада имени Сергея Лазо успешно вышла из окружения, пройдя более 100 повозок через известные только партизанам тропы. Затем бригада совершила продолжительный рейд по территориям Ершичского, Рославльского и Шумячского районов. В феврале 1943 года 3-й батальон под командованием Н.С. Шараева, П.Д. Родивилина и И.П. Блинова взорвал однопролетный мост на железной дороге Кричев - Рославль. Партизанское командование всегда имело точную информацию о концентрации сил противника и своевременно принимало меры для защиты своих подразделений.
"Эти операции показали высокую эффективность партизанской тактики и стратегического планирования, которые оказали значительное влияние на ход войны и ускорили победу над нацистской Германией."
Текст предоставлен сервисом: ZerroAi
0 комментариев